Уход за зубами у детей с ограниченными возможностями должен быть максимально качественным. Зубочелюстная система таких малышей имеет свои особенности. Позднее прорезывание зубов, постоянно приоткрытый рот и слабость жевательных мышц способствуют развитию стоматологических заболеваний. Поэтому регулярная гигиена ротовой полости и посещение профилактических осмотров имеют первостепенное значение. Разберёмся, что необходимо делать родителям, чтобы сохранить зубки особенного малыша здоровыми.
Почему зубы у особенных детей портятся быстрее
У большинства детей прорезывание резцов происходит на первом году жизни. У особенных малышей первые зубы появляются значительно позже: в 14-18 месяцев, а нередко и после полутора лет. Смена молочных зубов на постоянные также происходит позже — не после 6, а только после 8-9 лет. В связи с этим некоторые зубы формируются не до конца или вовсе отсутствуют. Также часто появляются патологии прикуса (в том числе скученность зубов), что способствует развитию кариеса.
Постоянно приоткрытый рот у малышей с ДЦП и генетическими заболеваниями провоцирует пересыхание ротовой полости, из-за чего зубы не очищаются естественным образом, а количество болезнетворных микроорганизмов увеличивается. Если есть проблемы с пережёвыванием и глотанием, ситуация усугубляется постоянным наличием в ротовой полости пищи.
У «солнечных» детей особенно распространено такое заболевание, как пародонтит. Оно сопровождается кровоточивостью дёсен, болезненностью и постепенным расшатыванием зубов, значительно ухудшает качество жизни. Если родители вовремя не обратятся за стоматологической помощью, возможна утрата здоровых зубов.
Чистка зубов у детей с ограниченными возможностями
Проводить тщательную гигиену ротовой полости как обычным, так и особенным малышам необходимо уже после прорезывания первых резцов. При этом важно не напугать кроху, а сделать всё возможное, чтобы процедура ему понравилась. Стоматологи и психологи рекомендуют проводить чистку в игровой форме, сопровождая манипуляции потешками и весёлыми стихами.
Если кроха может удерживать зубную щётку, необходимо приучать его к самостоятельной гигиене, формировать устойчивую привычку. При этом «дочищать» зубы, завершая манипуляции, должен взрослый.
Очищение первых резцов допускается при помощи специального силиконового напальчника. Такую щётку взрослый надевает на указательный палец и протирает зубы ребёнку. После прорезывания фронтальной группы стоматологи рекомендуют выбирать цельные силиконовые щётки либо с обычной щетиной. При этом головка не должна превышать 2 сантиметров в длину. Можно купить сразу несколько таких щёточек и посмотреть, какую малыш выберет сам, с какой ему будет комфортнее.
Некоторые заботливые родители покупают электрические ультразвуковые зубные щётки. Для дошкольников это действительно отличное решение. Однако в случае с особенными, гиперчувствительными малышами такой вариант может не подойти из-за шума.
В выборе зубной пасты тоже есть свои нюансы. Для гигиенических процедур у детей от 0 до 5 лет рекомендуются пасты только с пониженным (до 500 ppm) содержанием фтора. Это объясняется тем, что малыши не умеют сплёвывать и часто проглатывают зубную пасту. После 5 лет можно использовать пасты, содержащие до 1400 ppm фтора. Данный микроэлемент крайне важен для укрепления тонкой эмали молочных зубов и защиты от кариеса.
При повышенном рвотном рефлексе желательно выбирать непенящиеся пасты и наносить их на щётку в небольшом количестве (не больше горошины по объёму).
Советы по чистке зубов
Говоря об особенностях ухода за зубами у детей с ограниченными возможностями, нужно вспомнить о сложностях, с которыми неминуемо сталкиваются родители:
- Ребёнок играет с щёткой и только кусает её. В таком случае желательно приобрести сразу 2 щётки, и одну позволить грызть крохе, а другой параллельно чистить ему зубы.
- Малыш постоянно выталкивает инструмент языком. Здесь также поможет небольшая хитрость: нужно обмотать палец стерильным бинтом и придерживать язычок, очищая при этом зубы другой рукой.
- Присутствует повышенный рвотный рефлекс. Стоматологи советуют приобрести самую миниатюрную зубную щётку и работать максимально медленно, начиная с резцов и медленно продвигаясь к боковым зубам. При необходимости нужно делать перерывы.
- Кроха захлёбывается во время процедур. Чтобы такого не происходило, можно посадить его в коляску и немного наклонить спинку.
- Малыш не удерживает голову. При слабости шейных мышц голову крохи следует положить на своё предплечье, и этой же рукой фиксировать рот.
- Гипертонус мышц. Сильно напряжённые губы щёки можно немного расслабить предварительным массажем.
- Ребёнок ест пасту. Малышу, который не умеет полоскать рот и сплёвывать пасту, поможет ирригатор.
- Крохе банально скучно чистить зубы. Здесь можно отвлечь его мультфильмом или потешками.
Чистим зубы правильно
Существует два наиболее эффективных варианта чистки зубов: по Марталеру и KAI. Именно этим методам следует обучить ребёнка, если он может сам удерживать щётку. Если это невозможно, гигиенические процедуры, согласно данным методикам, должен проводить родитель. Перед началом манипуляций следует настроить малыша и начинать процедуры не с фронтальной, а с задней поверхности зубов, прорабатывая каждый участок по 10-12 раз.
По Марталеру нужно двигать щётку справа налево по верхней челюсти, а потом — слева направо по нижней. Внутренняя поверхность очищается короткими вертикальными движениями, а внешняя — зигзагообразными. Важно, чтобы зубы при этом были сомкнуты, а щёки расслаблены.
По методике KAI следует чистить верхнюю челюсть отрывистыми движениями, продвигаясь в левую сторону. А по нижней челюсти нужно двигаться в противоположном направлении. При этом, очищая зубы с внешней стороны, нужно использовать круговые движения. А внутреннюю сторону следует как бы «подметать» сверху вниз на обеих челюстях.
Поход к стоматологу
Профилактические стоматологические осмотры для детей с ограниченными возможностями имеют ключевое значение. Первый раз желательно привести чадо к врачу после прорезывания двух нижних резцов. Далее нужно посещать детского стоматолога каждые 4-6 месяцев. Во время смены зубов обязательна и консультация ортодонта.
Важно выбрать специалиста, у которого есть опыт работы с особенными детьми или который проходил специальное обучение. Найти такого врача легче всего на форумах родителей. Важно, чтобы доктор установил контакт, подружился с малышом и только после этого проводил осмотр, а тем более лечение. Первый негативный опыт посещения стоматолога может превратиться в настоящую фобию, особенно если у человека есть особенности развития.
Если же адаптационные мероприятия не помогают, посещение клиники сопровождается истериками и криками, возможен вариант лечения под седацией или общим наркозом. Однако при наличии у пациента патологий со стороны сердечно-сосудистой системы, наркоз применяется только в крайних случаях.
Приходите в стоматологический центр «МКС»! Опытные специалисты клиники обязательно найдут подход к вашему ребёнку. Мы сделаем всё возможное, чтобы зубы крохи оставались здоровыми и белоснежными, а поход к стоматологу воспринимался как интересная игра и сопровождался только хорошим настроением и весёлым смехом.
Остались вопросы?
Задайте их нашему доктору
Спасибо за обращение
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Спасибо за обращение
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Спасибо за обращение
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Спасибо за обращение
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Спасибо за обращение
Мы свяжемся с вами в ближайшее время